Приказ о сооружении мавзолея над погребением Ходжи Ахмада в г. Ясы (совр. Туркестан, Казахстан) был отдан Амиром Темуром, видимо, в конце 799 г.х. (1397 г.), когда он совершил паломничество к могиле этого знаменитого тюркского суфийского проповедника.
Уже в следующем году была завершена отделка фасадов здания. Также для нужд мавзолея были переданы бронзовые (латунные) изделия, из которых до наших дней дошло 11 предметов: большой котел, шесть светильников и четыре халка – своего рода молоточков, размещавшихся по паре на входных дверях портала и усыпальницы.
Светильник относится к типу изделий на фигурном основании с резервуаром в виде цилиндра или приплюснутого шара, который возник в странах Ближнего Востока в XIV в. Иногда эти резервуары крепились к основаниям настоящих подсвечников XIII–XIV вв. Отсюда возникло и неправильное название этих предметов – «подсвечники». Но на аналогичном по форме основании (1458–1459 г.), хранящемся в музее имама Ризы в Мешхеде, в надписи упоминается термин масраджаш – «светильник». Декор светильника из мавзолея Ходжа Ахмада Яссави составляют одиннадцать орнаментальных полос.
На резервуаре и средней части почерком сулс нанесены арабские надписи: «Вот что сделано по приказу его превосходительства государя, владетеля мудрого, правящего, справедливого полюса мира и веры Амира Темура Гургана, да увековечит Аллах царство его и славу его», и: «Вот что сделано по приказу его превосходительства государя, владетеля мудрого, правящего, справедливого. Слава, и счастье, [и] могущество, [и] благополучие, [и] спокойствие. Вот что сделано по приказу его превосходительства государя, владетеля… Слава, [и] счастье, [и] могущество, [и] благополучие».
На нижнем крае основания выгравировано: «Сделал раб Изз ад-Дин [сын] Тадж ад-Дина Исфахани в 20-й день благословенного рамазана года 799». Эту надпись нельзя признать первоначальной по трем причинам: 1) она выгравирована (вырезана), тогда как другие надписи инкрустированы золотом и серебром; 2) она не включена в декор светильника, а помещена на свободном от орнамента пространстве; 3) на трех светильниках такого же типа стоит один и тот же день окончания работы – 20 рамазана 799 г. х. / 17 июня 1397 г., что сомнительно, принимая во внимание большой размер вещей.
Одна надпись содержит имя Темура. Следовательно, она была сделана до 1405 г. – года его кончины. Однако определенно ответить на вопрос, предназначался ли светильник именно для мавзолея Ахмада Яссави, не представляется возможным. В свою очередь, начальная формула этих двух надписей: «Вот что сделано по приказу его превосходительства…», нечетное число картушей с орнаментами и надписями, свободное заполнение пространства между буквами элементами растительного орнамента свидетельствуют о том, что в создании этого светильника принимали участие мастера из Сирии.