Редкие восточные рукописи

В фондах Кокандского государственного музея-заповедника хранится 84 манускрипта, полученных в период с 1950-х по 2018 г.

Большинство из них было приобретено научными сотрудниками музея во время археографических экспедиций. Некоторые рукописи были получены от населения в дар. Все они написаны на разных языках – арабском, персидском, тюркских – узбекском, азербайджанском.
40 рукописей – на арабском языке. Четыре из них – списки священного Корана. Имеются также списки хадисов (преданий о Пророке Мухаммаде (С.А.В) и трудов именитых мыслителей, таких как известный комментарий к Корану под названием «Кашшаф» Махмуда Замахшари, «Ал-Хидайа» Бурхануддина Маргинани, «Мухтасар ал-Викайа» Убайдаллаха ибн Масуда, посвященных мусульманскому законоведению. Сохранились также рукописи трудов по арабской грамматике: «Кафийа» Ибн Хаджиба и «Фаваид ал-зийаийа» Абдаррахмана Джами («Шархи мумо Джами»). Данный перечень дополняет список труда «Акаид ал-Насафи» Наджмиддина Умара Насафи, посвященного изложению мусульманского вероучения.
Рукописи на узбекском и азербайджанском языках занимают в коллекции второе место по количеству – их 24. В частности, это две рукописи Ходжи Ахмада Яссави, три списка диванов Алишера Навои, два – диванов Физули, один – стихов Машраба. 24 рукописи – на персидском языке, в основном это произведения художественной литературы. Это диваны Хафиза Ширази, Мирзы Абдулкадира Бедила (1644–1721), «Джоме аль-мухаммасот» («Собрание мухаммасов»), «Достони Махмуд и Аёз», собрание суфийских газелей. Труды по шариату – «Чахор Китаб», «Мухиммот аль-муслимин» и «Дурр-ал-аджайиб» (Чудесное ожерелье) – посвящены темам мудрости и морали. 
Особое место в собрании занимают религиозно-нравственные сочинения – «Аввал-и илм» (Начало знания), «Нурнома», «Шамоилнома», перевод «Танбех ал-гофилин» с арабского на персидский, перевод произведения по логике «Тахзиб». Заслуживают внимания рукописи «Маджмаъал-Гараиб» и Захират-ал-Мулук («Сокровищница царей») о правилах управления государством. Сохранность этих рукописей, переписанных в разное время, неодинакова, но все они ценны как образец научного и художественного мышления наших предков.